Блог

Психолог в суде — однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор. Одна из них сказала, что они живут в одном доме, и у каждой было по сыну одного возраста. Но в прошлую ночь вторая женщина нечаянно придушила своего сына во сне и переложила мертвого мальчика к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает его за своего. Вторая женщина утверждала противоположное: якобы это совершила та, которая ее обвиняет. И каждая из них утверждала, что живой ребенок принадлежит именно ей. Соломон велел подать ему меч.

«И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему:
— О, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите» (Ветхий Завет).

Так Соломон понял, кто из двух женщин – истинная мать ребенка, и отдал его той, что просила сохранить ему жизнь. Эта древняя притча получила широкую известность благодаря лубочным картинкам и рукописным сборникам нравоучительной литературы XVI–XVII вв. Мне нравится использовать ее в работе с родителями, которые через суд пытаются «поделить» детей.

Самое страшное, что дети действительно эмоционально могут чувствовать себя «рассеченными на две части». Неприятно осознавать, что с детьми это делают люди, которые действительно когда-то любили друг друга и годами жили бок о бок. Детских, семейных психологов, психологов-юристов чаще всего привлекают к гражданским процессам, когда нужно решить, с кем останется ребенок после развода, в случаях усыновления (удочерения), лишения родительских прав или опекунства. Участвуя в процессе, определяющем судьбу детей, специалист-психолог анализирует особенности личности и стиль воспитания родителей, чтобы понять, могут ли они негативно повлиять на развитие ребенка. В обследовании используется целый арсенал методов и тестов, направленных на изучение личности ребенка, родителей или опекунов. Как правило, это наблюдение, проективные методы, а также стандартизированные методики исследования личности взрослых и детей.

По закону экспертом может быть назначено «лицо, обладающее специальными знаниями». Экспертные структуры, в которых работают квалифицированные специалисты, есть у Министерства здравоохранения и Министерства юстиции. В тех городах или регионах, где государственных экспертов нет, суд обращается к психологам медицинских или психологических центров. Перед обследованием все участники должны быть извещены судом, адвокатом, прокурором или самими сторонами о дате, времени и месте проведения экспертизы. В процессе обследования желательно присутствие органа опеки для подтверждения соблюдения правил экспертизы и этических норм.

Для меня существует три этических принципа работы специалиста-психолога. Независимость от суда. Независимость от подэкспертного лица. Независимость от себя самого – от своих эмоций, симпатий и убеждений. Это самое сложное. Хотя квалифицированный специалист умеет оставаться объективным.

Сталкиваясь в процессе работы с двумя и больше конфликтующими людьми, часто наблюдаешь, как отрицательные стороны человеческой натуры открываются во всей красе. Порой приходится открывать зеркало обратной связи, дабы люди увидели «роли», в которые вовлекли их эмоции и теневые стороны души. Предлагая посмотреть глазами ребенка на окружающих его взрослых, психолог ведет к осознанию ими своих действий.

Психолог не должен давать советов, с кем ребенку будет лучше, задача психолога — уберечь от худшего. И радость, когда удается развернуть родителей от сутяжничества и конфликтного взаимодействия в сторону своего ребенка и осознания зрелой ответственности перед ним.

С уважением,
психолог Центра «Кидо»
Ирина Гаврильченко

Добавить комментарий