Начавшаяся школьная жизнь ставит перед ребёнком новые требования, предъявляет новые задачи. Одним из таких испытаний является необходимость отвечать у доски.
Девочка Даша (8 лет) — бойкая и веселая девочка, при ответе у доски говорит очень тихо, медленно, часто запинается. Никогда не поднимает руку, даже когда уверенно знает материал. Когда Даше я предложила нарисовать то, о чем она думает, стоя у доски, девочка нарисовала огромную страшную «двойку»: на весь лист, ярко-красного цвета, с большим ртом и зубами.
Как показывает опыт, психологическая проблема — страх отвечать у доски часто сопровождается неприятными телесными симптомами: ребёнок краснеет или бледнеет, чувствует напряжение в теле, могут появиться боли в животе или голове, его накрывает волна пота, могут возникать ощущения тошноты, дрожать руки или колени. И попробуй в таком состоянии сосредоточиться и вспомнить даже прекрасно подготовленный дома материал.
Итак, страх отвечать у доски – это страх ситуации публичной проверки знаний. Причины, по которым он может возникнуть следующие: завышенные требования родителей, страх получить плохую оценку, страх потерять уважение одноклассников, негативные отношения с учителем.
Выраженность страха отвечать у доски зависит и от индивидуальных особенностей ребенка. Особенно он свойственен ребятам, у которых тревожность является устойчивой личностной особенностью.
После того, как Даша выразила свой страх получить плохую оценку в рисунке. Мы поговорили о том, что учеба в школе является путешествием. Мы отправляемся в путь за новыми знаниями и умениями. Когда же мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. «Оценки, которые ты получаешь, — рассказывала я – это всего лишь дорожные знаки. Если получила пятерку – значит, двигаешься туда, куда надо, а двойка сообщает о том, что ты заблудилась». Потом ребёнку было предложено проиграть ситуацию, где психолог сыграл роль Даши, а ребёнок взял роль «злой двойки». Девочка преобразилась и стала сердито говорить с Дашей о том, что та плохо подготовилась и могла бы лучше учиться. Я в роли Даши почувствовала себя маленькой девочкой, отчитываемой родителем. Вскоре выяснилось, что мама действительно переживала из-за оценок дочери, тем самым развив в ребёнке неуверенность и страх не оправдать родительские ожидания. После семейной терапии девочки и мамы, страх выступать у доски исчез полностью.
Важно знать, что разговаривая с ребёнком на тему оценок в школе можно, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребёнка адекватно, а не к какой-то высшей ценности или смыслу пребывания в школе.
Конечно, в случае наличия страха отвечать у доски, очень полезным было бы постепенно приучать ребёнка более комфортно и спокойно чувствовать себя в этой ситуации. Для этого важно проигрывать с ребёнком ситуации, где он может побыть, как самим собой, так и родителем, учителем, оценкой, одноклассником и т.д. Если вам удастся договориться в школе, о том, чтобы вам дали для этих занятий пустой класс, то вы заметите, что постепенно ваш ребёнок перестанет испытывать дискомфорт, стоя у доски. Только сразу приступать к тренировке выступления у доски не рекомендую, для начала можно порисовать на доске, пообщаться, дать возможность ребёнку почувствовать уверенно себя в классе. Потом можно осваивать и чтение знакомых стихотворений у доски.
Детям, которые боятся публичных выступлений полезно заниматься спортом, в театральных кружках, смотреть на публичные выступления других детей, а также овладеть навыками телесной релаксации. Занятия телесной релаксации с ребёнком можно проводить в домашних условиях. Об этом я напишу в следующей своей статье.