Символдрама
Символдрама — вид психотерапии, в основе которого лежит теория классического психоанализа. Метод создан в середине прошлого века. Основателем символдрамы считается немецкий психоаналитик, врач, психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919–1996 гг.).
В переводе с греческого (symbolon и drama) символдрама означает «действие условного знака». Другое название метода — «переживание сновидений наяву».
Ключевым понятием символдрамы является мотив или образ. В современной практике используется более четырехсот различных образов, разработанных специалистами экспериментальным путем. Мотивы и образы с диагностической точки зрения отражают психологическое состояние человека. Конкретный мотив соответствует определенной проблематике. Активная эмоциональная проработка образов дает значительный психотерапевтический эффект.
Сеанс символдрамы начинается с предварительной беседы. Затем пациент погружается в релаксирующее состояние. Психотерапевт предлагает ему представить какой-то образ и описать картинку, возникающую перед его внутренним взором. После этого пациент с помощью специалиста анализирует результаты своего «фантазирования на заданную тему».
Обычно этот вид терапии включает 10-12 сеансов, иногда достаточно одного визита, чтобы снять проблему.
Символдрама проводится как индивидуально, так и в группе. Она используется в терапии детей (с 6,5 лет) и подростков, а также семейных пар.
Часто корни психологической проблемы кроются в бессознательной сфере, что не позволяет человеку осознать и решить ее. Символдрама работает с глубинными переживаниями человека, его скрытыми желаниями, конфликтами и механизмами защиты. Это визуализирует проблему, вытаскивает ее на поверхность. Метод помогает преодолеть различные фобии, невротические состояния, эмоциональные расстройства, нарушение адаптационных возможностей. Кроме того, методика дает высокий результат при лечении психосоматических заболеваний.
Перефразировав известное выражение, можно сказать, что символдрама — это гимнастика для души, эффективный инструмент самопознания, позволяющий выработать позитивное мышление.
Пример из практики
В психологический центр обратилась девушка А.Н. 28 лет. Проблема: не складываются отношения с противоположным полом, парни быстро теряют к ней интерес. Во время беседы были проанализированы детско-родительские отношения. Психолог выяснил, что причиной неудач А. Н. является детская травматизация, в результате которой она не принимает свою женскую суть. Клиентке было предложено представить в своем воображении женское и мужское начало. Первое для нее олицетворяла девочка, второе — старик. Оба образа весьма диагностичны. Девочка живет в теле взрослой женщины, но она не прошла фазу женщины. Старик, пожилой человек — это идеализированный образ отца.
Затем началась работа непосредственно с подсознанием.
— Какая эта девочка? — Слабая, неуверенная, беззащитная…
— Чего ей не хватает? — Уверенности, защищенности, стабильности.
В ходе психологической коррекции образ начал меняться — сначала внешне, затем внутренне, обретать черты взрослости и сознательного отношения к жизни, что помогло решить проблему.