Полезная игра — Ваш ребенок не нервный, не агрессивный, живой и общительный, у него все в порядке. Он не первый у вас и не единственный.
Ваш ребенок не нервный, не агрессивный, живой и общительный, у него все в порядке. Он не первый у вас и не единственный. Но снова тревожится мама, и волнения представляются ей не напрасными. Как искатели сокровищ, родители каждый день выискивают в своих детях что-то новое и невероятное, особенно начитавшись умных книг и абсолютно запутавшись в методах, стратегиях, подходах и правильностях в воспитании детей.
— Моя Анечка целыми днями играет, — рассказывая о своей дочери, жалуется мама. Сидя на кресле и смотря, как дочь носится по комнате в поисках игрушек, рассказывает, что девочка уже ходит во второй класс, но даже в школу умудряется носить игрушки, хотя учителя запрещают. Уроки делает наспех, без интереса, но учится хорошо. Тем временем Аня находит веревку и просит ее завязать.
— Перестань, — возмущается мама. — Мы же с тобой договорились, что ты будешь спокойно сидеть! Ты же знаешь, как надо вести себя.
Но Аня не слышит ее, она придумала игру, и ей хочется включить в нее всех присутствующих. Она вкладывает в руки мамы веревку, а сама держит за другой конец. Скорее всего, представляя себя животным, садится около маминой ноги на коврик.
– Что мне делать с ней? – в облике мамы тревога. – Она весь день фантазирует, что-то придумывает, хотя знает, что в жизни все это не так. Проверьте, здорова ли она? Она измучила меня своими выдумками, и у меня нет сил с ней играть. Не умею я этого!
– Она не просто здорова, а идеально здорова. Для нее жизнь — это игра, а игра — жизнь. И смотрит она на жизнь интересующимися глазами, в отличие от нас, взрослых. И вас она пытается научить играть, показать, как мир в ее глазах чудесен.
Всем родителям нужно помнить и знать, что воображение у детей тесно связано с восприятием ими различных предметов, явлений, с которыми можно для начала играть, а потом переносить в более сложную деятельность, используя образы. И если на каком-то из этапов взросления ребенок не доиграл, то этот период или затянется, или он будет вынужден вернуться к нему позже. Повзрослев, ребенок забудет о предметах, которые что-то ему замещали в игре, и уже сам сумеет вообразить события, сцены, сюжеты.
Игра — самый важный и необходимый инструмент для развития ребенка. Это модель реальной жизни. И, моделируя, ребенок ощущает себя взрослым, по крайней мере, может играть роль взрослого и задавать свои правила. Поэтому ребенку важно играть со «значимым другим» –взрослым, родителем, учителем, другими детьми. Только через игру ребенок учится самостоятельным решениям, новым механизмам поведения, вариативности, гибкости, а значит, и уверенности в себе. Специалисты называют данное умение социальный интеллект.
Последнее время все чаще приходят родители, с которыми не играли в детстве, соответственно, и им сложно поиграть со своим малышом. В таких случаях дети доигрывают в детских садах и школах, но этого недостаточно. Ребенку жизненно важно играть со взрослыми так же, как иметь свое место за столом. Ведь только в игре можно отреагировать понарошку, похитрить без страха осуждения, сморозить глупость и посмеяться вместе со взрослыми и даже обыграть взрослого и почувствовать свою силу и умелость. Сопричастность, которую чувствует ребенок, играя со взрослым, невозможно заменить никакой другой деятельностью.
Игра – это наиважнейшая деятельность на пути становления ребенка в развитии, идентичности и взрослости. Удачного пути!
Читайте также: