Казахстан, г.Алматы,
ул.Валиханова, 63А
ПН-ПТ 10:00 - 18:00
ВС - Выходной

Место в жизни

Проводя тренинги и личные консультации с детьми и родителями, я часто задаю вопросы такого характера: как вы себя сейчас чувствуете, удобно ли вам? Какое место вы занимаете в семье? А в жизни? Вопросы, которые помогают определить, где и кем человек себя ощущает, каково его место в жизни, как он себя чувствует на этом месте.

Вот случай из практики. На прием пришла семья: мама, папа и сын. Папа сел на диван, мама в кресло, сын подсел к маме. Родители жалуются на робость своего ребенка, нерешительность. Мама в разговоре все время соединяет себя с сыном, употребляя местоимение «мы»: мы робкие; мы стеснительные; мы не стремимся общаться с детьми; хочется, но мы боимся. Тогда я провокационно переспрашиваю: Вы? Кого Вы имеете в виду, когда говорите «мы»?

Место каждый для себя определяет сам, скажете вы. Где удобно, там и сяду. Хорошо, если так, но так бывает не всегда и не со всеми. Задумайтесь, а есть ли у вас место, где вам удобно и хорошо? Есть ли место у каждого члена семьи за столом, в комнате во время семейного просмотра фильмов, на работе, в школе? Простые, на первый взгляд, вопросы оказываются не простыми для человека, а и иногда семьи в целом.

С осознания ответов на эти вопросы начинается путь к себе каждого из членов семьи. Порой сложный и тернистый, но всегда желанный и сладостный, т. к. это путь к самому себе и своей самости.

Профессор Роберт Энтони в своей книге «Главные секреты абсолютной уверенности в себе» пишет: пуповину следует перерезать в подростковом возрасте, не позже 18 лет. После окончания школы детям требуется собственное место для жилья.

Я часто слышу оправдания вроде «жить с родителями целесообразнее с финансовой точки зрения», «мы хотим помочь ему окончить учебу», «это лишь до тех пор, пока они не станут на ноги»… И так может быть до старости.

Вспоминаю маму, которая пришла с 35-летним сыном, который проиграл квартиру семьи в карты, с просьбой вылечить его и дать гарантию, что в карты он больше играть не будет. 

Другая сторона медали гласит: «Я хочу контролировать жизнь моих детей». А это значит: не даю им найти свое место.

И тогда человек ведет себя безответственно (ведь это не его место) или теряется вовсе, растворяется в жизни родителей, становится стеснительным, робким и невидимым. Как бы соглашается отдать свою жизнь родителям.

В нашем обществе, в отличие от западного, все более укореняется тенденция делать для детей все больше и больше, полагая, что они тем самым достигнут в жизни чего-то значительного. Очень часто такие ожидания не оправдываются. Родители невольно обкрадывают своих чад, лишая их собственного жизненного опыта, ставят в позицию заключенных с привилегиями за хорошее поведение. Интересно, что это чисто человеческий феномен. Все животные вскоре после рождения потомства выталкивают свой молодняк в мир, где он быстро учится самостоятельности.

Величайшем даром, полученным от родителей, могла бы стать уверенность в себе, выросшая из привычки полагаться на собственные силы, ощущение своего места в иерархии семьи, рода и человечества в целом. Тогда возникнет и чувство ответственности за себя и свои поступки. Лишь будучи независимым, ребенок может познать радость и достоинство человека, твердо стоящего на ногах.

Поэтому нужно помогать детям плавно переходить от зависимости к самостоятельности, умелости, решимости в поступках и в выборе. В этом процессе им нужно предоставлять право на ошибки. А тем взрослым, которые так и не смогли определиться со своим местом в мире, также необходимо дать право на ошибки и возможность искать свое место. И помните, если вы не скажете о том, где ваше место, это сделают за вас другие.