Блог

Как вы наверно знаете, наши эмоциональные и телесные реакции очень тесно взаимосвязаны, и как тело реагирует на переживаемые чувства, так и эмоциональные состояния откликаются на физические изменения. Например, явно мы можем видеть, как некоторые сжимают челюсти и кулаки, когда злятся. Подвижный же танец, к примеру, может повысить настроение и вызвать чувство радости в человеке. Но это только то, что мы можем заметить невооруженным взглядом. На самом деле  многие реакции тела на наши чувства просто неосознаваемы нами. Так, мы думаем, что расслаблены, но после элементарных манипуляций с телом, понимаем, как были напряжены до этого. А нашим детям и тем более сложно осознавать такие глубинные процессы.

Многие даже склонны полагать, что релаксация, то есть мышечное и психологическое расслабление, применяется только для взрослых. Но дети подвержены не меньшим стрессам и нагрузкам, поэтому тоже нуждаются в успокоении. Так как ребенку еще неведомо, что такое расслабление, занятия по снятию излишнего перевозбуждения проводятся в форме игры. Дети, пережившие стрессовые моменты в своей жизни особенно нуждаются в обучении навыкам телесной релаксации (т.е. расслаблении).

Упражнения

Методика мышечной релаксации, которую я предлагаю здесь, известна и зарекомендовала себя, как эффективный метод снятия напряжения и постепенно приближающий нас к осознанной саморегуляции напряжения и расслабления в теле. Данные упражнения полезны не только для детей, но и для родителей. Поэтому  я рекомендую делать их вместе с ребёнком.

Упражнение «Бабочка»

Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылья), на выдохе лопатки — развести (бабочка расправила крылышки).

Упражнение «Черепаха»

Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря).

Упражнение «Сосулька»

Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла).

Упражнение «Пяточки»

Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки), на выдохе — опустить.

Упражнение «Носочки»

Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе – расслабить ноги и опустить.

Упражнение «Буратино»

На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино), на выдохе – губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками: «У-тю-тю-тю-тю».

Упражнение «Бяка-Бука»

Наморщить лоб, нос на вдохе, на выдохе — вернуться в обратное положение.

Упражнение «Тяни»

Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто хотите что-то достать), опустить руки – на выдохе.

Эти упражнения можно выполнять как на занятиях в качестве отдыха, так и в игровые моменты деятельности дошкольника и младшего школьника.

Необходимо соблюдать следующий принцип:
1. Все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе.
2. Временем регулярного применения можно усложнять упражнения, задерживаясь на вдохе до 10 секунд, при этом напрягая мышцы. Расслабления после упражнения длиться примерно 20 сек.
3. Для выполнения упражнения необходимо принять удобную позу: сидя или лежа.
4. Каждое упражнение выполняется дважды.

Будьте в тонусе!

Добавить комментарий