Блог

Когда дети ничего не хотят, кто же за них это делает? Когда в очередной раз я посмотрела в потухшие глаза ребёнка, которого привели родители, т.к. ребенок ничего не хочет и не к чему не стремится. Или ребенок приходит сам, по просьбе родителей, дабы психолог помог разобраться ребенку с тем чего он хочет. Часто на различные вопросы эти дети отвечают: не знаю, по фигу, бесполезно, никак, ничего, все равно. Словно его и нет вовсе. Здесь конечно можно тестировать, обнаружить тяжелое расстройство и даже начать лечить ребенка, направив к психиатру. Размышления на эту тему привели меня к написанию статьи, где я хочу поделиться о своих размышлениях по поводу данной проблемы.

Как известно за ребёнком всегда стоит система семьи. Важно вспомнить, как развивается семья для того, чтобы понять, на каком уровне искать причину нарушений потребностей в эмоционально-волевой сфере ребёнка. Итак, рассмотрим несколько упрощенную мной схему:

Персона
Партнерство
Родительство

Когда для начала человек формируется, как взрослая личность. Найдя пару со схожими интересами и потребностями, двое взрослых вступают в партнерство и далее становятся родителями для своих общих детей. Семейная система, которая формируется таким образом достаточно зрелая для того, чтобы поддерживать детей в становлении их, как взрослых личностей и отпуская постепенно способствовать их индивидуализации. В семейной системе, где у родителей есть сложности на уровне партнерства или даже персоны, буфером становятся дети. Они могут быть болезненными или неуправляемыми вплоть до психических отклонений. Развив у себя расстройство, делающее его социально недееспособным, ребёнок не уходит из семьи и остается внутри семейной системы. В таком случае родители могут по-прежнему делить между собой заботы и разногласия, источником которых является ребенок и им не нужно общаться друг с другом без него. Ребенок же может по прежнему участвовать в треугольной борьбе вместе с родителями, преподнося им и самому себе, в виде оправдания всех трудностей, свою «психическую болезнь».

Когда родители приводят «трудного подростка» психолог может сосредоточить на нем внимание и подвергнуть его индивидуальному лечению, или госпитализировать его. Если он это делает родители кажутся более нормальными и озабоченными, а ребенок демонстрирует более крайнее поведение. При этом родителям не приходится разрешать свой конфликт, чтобы перейти к более зрелой стадии личностного развития, а ребёнок избавляется от необходимости стремиться к более тесным отношениям вне семьи.

Собираясь с детьми к психологу, не забудьте поразмыслить над собой.

С Уважением,
Ирина Гаврильченко

Добавить комментарий