Блог

В конце 2016 года группа психологов центра «Кидо» совместно с сотрудниками Аутизм Центра «Асыл Мирас» прошли стажировку в Соединенных Штатах Америки. Психологи посетили Emory Autism Center, Markus Autism Center в Атланте и Center for Autism the Developing Brain в Нью-Йорке. Общение со специалистами в области реабилитации детей с аутизмом, докторами, профессорами и магистрами психологии значительно расширило представление об этой «загадочной» болезни. Мы благодарны за теплый прием и искреннее желание делиться новыми разработками и достижениями в сфере помощи детям с диагнозом «ранний детский аутизм» (РДА), а также большими достижениями в сфере повышения культуры и грамотности населения.

Итак, важно отметить, что подход американской системы к расстройствам аутистического спектра сильно изменился за последнее десятилетие. Ученые пришли к выводу, что нужно отказаться от лечения аутизма, т. к. данная стратегия не доказала своей эффективности, но внесла путаницу в умы родителей детей с РДА, а главное, в процессе лечения терялось драгоценное время. Сейчас все усилия специалистов, работающих в этой сфере, направлены на коррекцию поведения и максимальную социализацию детей с РДА. Программы инклюзии действуют во всех общеобразовательных школах, которые курируются специализированными научными центрами, составляя индивидуальные программы для учеников с РДА, обучая и повышая компетентность учителей и родителей. Много усилий направлено на организацию культуры знаний об аутизме, которые распространяются на все общество, а не на отдельную семью.

Скрининг на аутизм в США обязателен для всех детей в возрасте 18 и 24 месяцев.

Кроме инклюзивного образования существует множество программ, направленных на устранение нежелательного поведения.

Программы коммунити

Проводится с семьей на дому, вне центра. Действует для детей с РДА с 3 до 10 лет. Это программа для родителей, чтобы помочь им решить конкретные проблемы ребенка: кусает, царапает, нападает, причиняет себе или другим боль, ест пластик, вату и т. д., а также убегает, обзывается. Короткая программа: одна проблема и разные составляющие для ее решения.

Дневные программы

Дети проводят в центре 30 часов в неделю с 9 до 15.00. Сначала ходят только дети, позже подключают родителей. На этих программах работают разные специалисты, в зависимости от потребностей ребенка.

Здесь обычно находятся «тяжелые дети» с агрессией, истериками, поведением, наносящим вред другим людям. Главной задачей специалистов является научить этих детей ждать. Спрашивать, используя язык, картинку, мимику или жесты. Например: если ребенок хочет что-то получить, надо попросить об этом, прежде чем бить маму, как он обычно это делает.

Предварительно выявляется анализ поведения ребенка, и все действия производятся соответственно разработанному плану.

Специалисты данной программы говорят:

«Если хорошо введешь систему поощрения, то быстро придешь к положительному результату, если плохо – ничего не получится».

Когда ребенок уже добился успеха в чем- либо, начинается работа с родителями: их учат поощрять и мотивировать детей.

Последние недели посвящают тому, что специалисту идут в среду ребенка и там обобщают навыки. Например, в магазине, дома, в школе и т. д. Каждую неделю проходят совещания, где обсуждаются кейсы по каждому ребенку.

Программы нарушений пищевого поведения

Эта программа была разработана и внедрена в связи с тем, что у детей с аутизмом часто встречается нарушение пищевого поведения. Это, как правило, недоношенные детки, у которых возникают проблемы с сердцем, ЗПР, органические поражения, синдром года; это дети с физиологическими проблемами желудочно-кишечного тракта, рефлюксом, иногда болями в пищеводе, нарушениями глотания и т. д.

Цель данной программы состоит в повышении с клинической точки зрения качества жизни семей с детьми, у которых есть проблемы с питанием.
Важно отметить, что 90% детей-аутистов в Америке имеют проблемы с питанием и пищеварением.

В этой программе специалисты ведут анализ пищевого поведения ребенка, где предлагают различные наименования еды, исследуяего реакцию. Изучается также домашнее поведение ребенка, путем анализа home видео. После этого составляется индивидуальная программа поведенческой терапии, где закладываются новые стратегии пищевого поведения, нарабатываются новые эффективные реакции и прививаются новые вкусы.

Программы по предотвращению кризисов

Не секрет, что специалисты часто сталкиваются с разрушительным поведением детей с РДА. Иногда малейший стимул может вызвать сильнейшую агрессивную реакцию ребенка, и тут важно соблюдать технику безопасности. Специалистам необходимо удержаться от ответной агрессивной реакции и в тоже время помочь ребенку отреагировать свое недовольство.

Как справляться с кризисными проблемами в работе с аутистами? Этому научат именно в данной программе. Группа психологов – аналитиков поведения; экспертов, которые имеют навык рукопашных боев – курирует и тренирует специалистов по работе с «тяжелыми» детьми.

Цели программы: полностью избавиться от состояния удерживания ребенка, без применения силы рук, чтобы дети после этого тренинга были более уверены в себе и могли справиться с любой ситуацией. Работая с агрессивным ребенком, специалисты используют особые приемы, с помощью которых дети постепенно научаются реагировать менее агрессивно.

«Если дети счастливы, это критерий хорошей стратегии», – говорят сотрудники программ.

Весть же о современных методах диагностики аутизма на ранних этапах жизни ребенка (с 3 мес.), особенностях этой диагностики и надежда на скорую доступность ее для наших соотечественников обрадовали не только нашу группу, но и переводчицу, которая сразу предложила свою помощь в качестве волонтера.

В моей душе остались приятные воспоминания от поездки и много планов для реализации помощи родителям и детям с РДА в нашей стране. А еще безмерная благодарность руководству СПЦ «Кидо» за такую полезную поездку и важный опыт, который мы там получили!

Добавить комментарий