Блог

Еще немного времени — и учебный год подойдет к своему логическому завершению. Как обычно, у родителей будут возникать вопросы по поводу дальнейшего движения и развития юного отпрыска. Кто-то из старших школьников решит пойти в профильный колледж или университет, а некоторые рискнут покорять другие страны и континенты. Это не простой выбор для всей семьи: тревоги, волнения, заботы.

Хочу отметить, что есть категория детей, которые хотят быстрее вырваться из родительского гнезда и начать «самостоятельную» жизнь. Полагаясь на свой опыт консультирования, могу сказать, что данная категория детей чаще всего развивалась в условиях гиперопеки и зачастую их представление о самостоятельной жизни складывается, в-основном, из просмотров фильмов и сериалов. Как показывает практика, этим деткам на чужбине приходится сталкиваться с ситуацией многозадачности. То есть одновременно приучаться заботиться о себе, отстаивать свои границы и выстраивать отношения со сверстниками и учителями, проявлять любознательность к предметам и успевать учиться, противостоять соблазнам и т.д. Как же подготовить детей к самостоятельной жизни вдали от дома?

Начнем с того, что основная задача воспитания — постепенное перекладывание заботы родителя о ребенке на него самого. Этот процесс протекает постепенно. При условии, что ребенок окреп физиологически и поддержан родителями психологически, он может делать многое — сначала неуклюже и неловко, а потом все лучше и лучше. Старший школьник может уже полностью заботиться о своей гигиене, нести ответственность за свою учебу, готовить для себя еду, делать покупки, выбирать полезные продукты и знать о вредных, соблюдать режим дня, строить планы, ориентироваться во времени и пространстве. Он уже умеет дружить, поддерживать беседу, задавать вопросы, говорить «нет», осведомлен в вопросах безопасного секса и может противостоять манипуляциям.

Если это не так, то пока ребенок находится рядом с вами – не ограничивайте его свободу передвижений и выбора друзей, возможность приобрести трудовой опыт, осуществить проекты и мечты. Рассказывайте ему о жизни. Придумывайте вместе хобби, чтобы активность ребенка находила применение, а не обращалась против него самого. Подростку трудно осознавать, что его страшат требования взрослого мира, что это совсем не тот мир, куда он так рвется. Что, оказывается, он почти ничего не умеет и не очень-то хочет научиться, потому что не знает, как…

Отличительная черта подросткового возраста — повышенная эмоциональность. Очень часто юный человек может чувствовать себя чрезмерно смущенным, беззащитным и одиноким — в частности, от того, что он обнаруживает хрупкость и ненадежность отношений со сверстниками. Здесь важно, чтобы ребенок отличал свои чувства от ощущений, а также свои чувства от чужих. Ему помогут в этом правила ассертивности. Развить в себе ассертивность довольно просто. Нужно всего лишь осознавать себя свободной личностью и признавать, что окружающие люди точно такие же. Ребенку важно знать следующее:

Каждый имеет право на собственное мнение, даже если оно не соответствует ожиданиям окружающих. Возможность изменить свое мнение тоже является чертой ассертивного человека. Оправдываться и извиняться за свое мнение не обязан никто.

Каждый человек имеет право самостоятельно давать оценку своим действиям, эмоциям, поведению. Не важно, знаком он с правилами ассертивности или нет, но право на ошибку имеет каждый, и объяснять ее причины не обязательно.

Прямо высказывать свое недовольство поведением окружающих и пытаться найти компромисс — еще одно правило ассертивного человека. Никто не знает и не обязан знать всего и вправе заявить об этом прямо. Открытость, честность, готовность к разумным и взаимовыгодным компромиссам — это не только основа ассертивного поведения, но и качества психически зрелой личности.

Ассертивность — лучший инструмент борьбы с манипуляциями и попытками навязать свои поведенческие шаблоны. Умение вовремя сказать «нет» гораздо важнее невыгодного соглашения. Прямо высказанное сомнение стоит много больше осторожных попыток «намекнуть». А искусство не зависеть от чужих оценок — путь к спокойной и полноценной жизни.

С уважением,
психолог Центра «Кидо»
Ирина Гаврильченко

Добавить комментарий