Блог

В наш центр нередко обращаются супружеские пары, находящиеся в состоянии развода. Обращаются за психологической помощью и психологическим заключением для суда, где зачастую решается вопрос о том, с кем из родителей останутся дети после ухода одного супруга из семьи и на каких условиях он будет с ними общаться.

Как правило, дети остаются с мамой. И часто мама из-за личных обид и неутихающих межличностных конфликтов препятствуют встречам отца с дочерью или сыном, не имея на то объективных оснований. Или отец в силу каких-то причин добровольно прекращает общение с детьми. Что чувствует при этом ребенок? Мы не раз обращались к данной теме в статьях:

«Пережить развод»
«Психолог в суде»
«Ребенок после развода»

Сегодня детский и семейный психолог центра «Кидо» Ирина Гаврильченко, подкрепив свои рассуждения авторитетным мнением известных психологов, социологов и психотерапевтов, рассказывает о том:

— какую роль играет общение с отцом в развитии эмоциональной и когнитивной сферы ребенка с раннего возраста и на протяжении всей жизни;
— к каким последствиям может привести неучастие отца в воспитании детей.

Когда отец уходит из семьи, ребенок по сути сталкивается с потерей любимого человека. Однако утрата эта — особенная, она не связана со смертью, но может переживаться даже еще сильнее. Казалось бы, вот он, отец, живет через дорогу с новой семьей, проходит мимо, но совершенно недостижим, даже не звонит и не интересуется его жизнью. Отец не умер в реальности, но он умирает во внутреннем мире ребенка. Сначала место отца в его психике может заполняться фантазиями, спутанными и иррациональными, а потом опустеет совсем. Такой крайний исход приведет к серьезным психическим трудностям не только в детстве, но и позже, во взрослом возрасте.

Далеко не каждый ребенок сможет отправиться на поиски отца самостоятельно. Помочь ему сможет психотерапевтическая работа и/или его мать, которая даст ему возможность думать об отце, чтобы последний смог занять свое законное место во внутреннем психическом мире ребенка. Действительно, во многом именно от матери зависит, встретятся ли когда-нибудь (в реальности или во внутреннем мире) отец и ребенок, и какой будет эта встреча (О. Калина в соавт. с А. Холмогоровой и Т. Панковой: «Роль отца в психическом развитии ребенка» и «Трудно быть ребенком»).

Для успешного развития ребенка — как мальчика, так и девочки — необходимо, чтобы он мог иметь надежные и устойчивые отношения, отличные от детско-материнских отношений с мужчиной. Эти отношения начинают особенно ярко проявляться в совместной игре: более шумной, возбуждающей, яркой, насыщенной, непредсказуемой, опасной, чем игра с матерью. Кроме того, отец снабжает ребенка новыми знаниями и советами, которые отражают его мужской опыт и являются важным дополнением к тому, что он получает от матери. Как правило, игра с отцом носит более динамичный познавательный характер, что требует больших энергетических затрат, стимулируя физическое и психическое развитие ребенка.

Авторитарный стиль, чаще свойственный отцовскому воспитанию, положительно сказывается на познавательных способностях ребенка. Уровень интеллекта отца также влияет на когнитивное развитие ребенка независимо от его пола. Сравнение «включенных отцов» (т. е. активно участвующих в воспитании) с «включенными матерями» позволило A. Нинио и Н. Ринотт в своих исследованиях сделать вывод в пользу первых. Наблюдая за участием отцов в уходе за детьми до 3-х лет, они пришли к заключению о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка в когнитивных компетенциях, чем матери.

Исследования, посвященные общению отцов с маленькими детьми, показали ранее отрицавшуюся чувствительность мужчины к разнообразным сигналам детей и правильному пониманию их значения (Р. Парк, Д. Совин: «Роль отца в младенчестве»). Отмечается, что мужчины, которые сопереживали рождению своего малыша, впоследствии оказывались более нежными и понимающими мужьями и отцами. Их связь с ребенком была теснее, а воспитательный эффект выше, чем у других.

В своих исследованиях И. Кон описывает, каким образом модель родительского поведения отцов меняется в зависимости от возрастных и половых особенностей ребенка:

«Отец оказывает влияние на формирование адекватной половой идентификации у дочери в юношеском возрасте только в том случае, если отношения строятся на привязанности и любви с ранних лет, что без тесного общения не представляется возможным».

Вывод:

Качество выполнения мужчиной своей родительской роли зависит от следующих факторов:

— степени доступности отца для ребенка;
— «включенности» в совместную деятельность с ребенком;
— ответственности за материальное обеспечение семьи, участия в организации образовательно-воспитательной сферы ребенка.

Близкая эмоциональная связь ребенка с отцом, установленная еще в раннем возрасте, способствует более гармоничным отношениям отцов и детей в кризисном подростковом возрасте. Социальная же адаптация у детей разведенных родителей может быть нарушена склонностью ребенка к конфликтам и недисциплинированностью в результате утраты авторитета одного из родителей — как матери, так и отца.

Добавить комментарий