Блог

В моей десятилетней практике работы с аутистами был как-то случай: малыш лет пяти зашел в комнату психолога вместе с матерью и тут же вместо приветствий бросился к магнитофону, разбирать. Он умел говорить, но предпочитал использовать речь редко, пользовался набором букв на компьютере. Сам факт того, что он умеет пользоваться письмом и речью обнаружилось в индивидуальной работе с ребенком, а до этого его мать была уверена в обратном. Она полагала, что он просто листает книги.

Тенденция на сегодняшний день такова, что детей с диагнозом аутизм становится все больше и больше.  Сегодня такой диагноз ставят каждому третьему ребенку, поэтому  педагоги  и родители задаются вопросом, как вести себя с такими детьми?

Дети с аутистичными нарушениями поведения не совсем обычные: они не реагируют на собственное имя, не смотрят в глаза, не любят, когда их берут на руки, никогда не просят о помощи, не используют жесты или мимику, свое недовольство  обычно выражают плачем или криком. На малейшее изменение комфортной для них обстановки у них может возникать дисфорическая реакция.

Специалисты нашего центра вот уже несколько лет изучают вопросы проявления аутистичных нарушений поведения — мы интересуемся новыми методиками и разработками в этой области, стажируемся, посещаем конференции, а также делимся опытом с коллегами по всему миру. Попробуем дать несколько советов:

— Наблюдайте и попробуйте определять факторы, запускающие проблемное поведение, постарайтесь увидеть предупреждающие сигналы.
— Оставайтесь всегда спокойными, мягкими и справедливыми.
— Давайте ребёнку простые инструкции на понятном языке. Например, предложите глубже дышать. При этом не забывайте дышать сами.
— Обеспечьте ребёнка комфортным пространством, где бы он смог заняться спокойной деятельностью, при необходимости.
— Успокаивайте ребенка, подскажите ему более приемлемую реакцию на будущее.
— Подсказывайте ребенку, где он может взять все необходимое — воду, еду, найти туалет при необходимости.

Многие родители таких необычных детей понимают некоторую их несостоятельность в бытовых вопросах и часто делают за них все сами. Попробуйте понемногу давать ребенку самостоятельности в этих вопросах и при этом постоянно используйте поощрение, даже если у него не будет получаться: погладьте, успокойте, дайте ему сладкое, обнимите. Ваши поощрения должны быть эмоционально окрашены. Постепенно от простого переходите к более  сложному — ваши отношения с ребенком станут основой для дальнейшего шага, чтобы выстроить более сложные формы общения и жизнедеятельности.

Семейный, детский психолог
Гаврильченко Ирина

Добавить комментарий