Блог

Женщина записала на консультацию своего четырехлетнего сына. Во время записи она сообщила, что ребенок очень некрасиво ведет себя и дома, и в детском саду. Когда мать на работе, за ребенком после детского сада присматривают ее родители. Они, по ее мнению, балуют внука и позволяют собой командовать. У бабушки и дедушки ребенок чаще всего валяется на диване, смотрит телевизор и поедает сладости. Уже этот предварительный разговор давал основания предположить, что проблема ребенка – в неумении чувствовать и соблюдать границы.

Во время первой беседы мальчик начал носиться по комнате, разрушая все на своем пути, демонстрируя своим поведением, «что ему море по колено». Мать беспомощно наблюдала за всем этим, ничего не говоря и не вмешиваясь. Когда я пыталась установить границы, то ребенок не обращал внимания на меня. Тогда я предложила ему образ и сказала: «Ты сейчас похож на дикую лошадь – из тех, которых на Диком Западе ловят ковбои, тренируют их и превращают в очень быстрых верховых лошадей. Может быть, и твой скакун учится тому, как стать гордой верховой лошадью?».

Дети быстро включается в игру. Верное понимание психомоторного поведения ребенка дает возможность направить его активность в нужное русло. Ребенок тут же предложил маме стать его ковбоем и выбрал в качестве узды веревку. Маме сначала было трудно справиться с этой ролью, «лошадь» часто лягала ее, и она выпускала поводья. Тогда я попросила у ребенка разрешения показать «ковбою», как это делается. Ребенок тут же согласился. Несколько последующих встреч мы проигрывали эту игру, в результате чего «лошадь» была приручена «ковбоем», а «ковбой» приобрел уверенность и навыки дальнейшего взаимодействия с ребенком. Мама отметила, что ей легче стало договариваться с сыном, она почувствовала больше энергии и сил. В конце наших встреч мальчик сказал, что «натренировал свою маму быть хорошим ковбоем».

Ирина Гаврильченко, детский и семейный психолог:

Помните, что твердость в запретах того, что вы действительно считаете вредным для ребенка, не является жестокостью. Разумными и конкретными ограничениями вы делаете мир ребенка простым и ясным, он начинает четко видеть его границы и чувствует себя в безопасности. В то же время границы, которые вы устанавливаете для ребенка, не должны быть прутьями клетки. Ребенку важно знать о том, что они существуют, и понимать, где они находятся. Но он не должен натыкаться на них при любой попытке сделать шаг в том или ином направлении.

Добавить комментарий